...Вы спросили меня за обедом, почему я молчу. Когда человек молчит, причины могут быть самыми разными. Но, возможно, важнее не почему, а зачем человек молчит.
Молчание - это разговор, направленный во внутрь, разговор с самим собой, состоящий чаще из вопросов, чем из ответов. Молчание рождается, когда наступает усталость от слов, которые слишком много говорят за нас, но именно за нас, а не от нас.
Слова, живущие без нашего участия, лежат на скользкой поверхности нашего сознания, так что стоит лишь наклонить его в сторону болтовни, и они покатятся как мелкие горошинки, не связанные между собой нитью смысла, бесплодные и пустые. Мы не ценим такие слова и правильно делаем, потому они не стоят ни копейки. Мы забываем их через пять минут после произнесения, и они не заслуживают иной участи. Их недаром называют сиюминутными, потому что живут они только в минуту, когда мы бросаем их в гущу общей болтовни ни о чем, где они смешиваются с такими же мелкими горошинками и теряются среди них, так что уже и не понятно, мы ли их произнесли или кто-то другой. И поэтому, и тоже недаром, их еще называют общими. Они общие, потому что их может произнести любой человек, потому что у них общий автор - общество.
...Но есть другие слова, их немного и лежат они на такой глубине, на которую мы редко отваживаемся нырять. Слишком неудобно это для нас, привыкших жить общим временем и пространством, привыкших принимать и отдавать монетки общих слов, иногда стертые до того, что ничего кроме пошлости уже на них и не видно. А те, редкие, но живые слова, лежащие на глубине, они ждут, когда мы созреем, чтобы услышать и увидеть их в себе. Они живут в потаенных уголках нашей души, в лучшей ее части, и терпеливо и немо, как рыбы, ждут, когда мы к ним обратимся, чтобы узнать, наконец, что-то и о себе. Они живут в нашем молчании, в нашем созерцании, в нашей отрешенности, которые так редко к нам приходят.
Но тогда, когда наступает молчание и созерцание, тогда у нас есть шанс услышать эти тихие и немногие слова, которые имеют реальную ценность и правдивость. Поэтому, молчание - это при-слушивание к себе, поиск себя и попытка уединиться в толпе. Это стремление уйти от общего к частному, от фальшивости к подлинности, от дешевых проходных истин к единственной Истине.
И недаром был (и, наверное, существует и сейчас) в старину у монахов обет безмолвия, как один из путей богопознания и достижения святости. Молчание среди общего гула, как маленький островок частного среди бурного потока общего, как небольшая лодочка с веслами, на которой мы можем попытаться плыть против течения, плыть туда, где мы найдем несколько грустных и радостных слов, где нас ждет наша душа и наша вера...
Молчание - это только начало пути, это только возможность сделать маленький шаг вперед. Но может, главное, начать?..
|